КОМАНДНЫЕ ПИЛОТАЖНЫЕ ПРИБОРЫ
Как уже указывалось выше, командный пилотажный прибор является комбинированным прибором, объединяющим ряд указателей и сигнализаторов. Так, командный пилотажный прибор
> |
|
|
|
|
|
|
|
ПП-1ПМ, входящий в состав отечественной пилотажной системы «Путь» (рис. 5.3), содержит пять указателей: указатель команды по управлению боковым движением (командная стрелка крена), указатель команды по управлению продольным движением (командная стрелка тангажа), указатель авиагоризонта, указатель скольжения и указатель отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости. Командный пилотажный прибор КПП из системы «Привод» (рис. 5.4), кроме того, включает в себя указатель отклонения от заданной траектории в горизонтальной плоскости и два сигнализатора (бленкера) неисправности бокового и продольного каналов вычислительных устройств пилотажных систем.
В обоих командных пилотажных приборах указатель авиагоризонта имеет систему индикации «Вид с земли на самолет» по крену и «Вид с самолета на землю» по тангажу.
Рассмотрим командный пилотажный прибор ПП-1ПМ. Управление командной стрелкой крена осуществляется с помощью электродвигателя 10 (рис. 5.5) через редуктор 11, входящий в состав дистанционной передачи (рис. 5.6). На вход усилителя поступают сигналы заданного крена у3 от вычислителя и текущего крена от нейтральной гировертикали. В результате суммирования этих сигналов образуется сигнал управления командной стрелкой крена б;, подаваемый на электродвигатель, который через редуктор отклоняет командную стрелку и щетку потенциометра обратной связи 12 (см. рис. 5.5).
Аналогично осуществляется управление командной стрелкой тангажа 2, управляемой через редуктор 19 электродвигателем 20, на вход которого подается сигнал управления этой стрелкой.
Силуэт самолета 3, являющийся указателем крена, приводится в движение электродвигателем 13 через редуктор 14. Кроме них, в состав дистанционной передачи (рис. 5.7), представляющей собой следящую систему, входят генератор 15 (см. рис. 5.5), потенциометр-приемник 23 и усилитель, на котором происходит суммирование сигнала рассогласования, снимаемого с потенциометра — приемника, и сигнала скоростной обратной связи с генератора, приводимого во вращение электродвигателем 13.
Сигнал крена с потенциометра-датчика ЦГВ поступает на потенциометр-приемник 23. При наличии сигнала рассогласования
|
1 — индекс-стрелка радиовысотомера; 2, 6, 10, 13, 18, 24 — котировочные валики; 3 — шкала указателя отклонения скорости самолета от заданной скорости полета; 4 — линия искусственного горизонта; 5 —указатель отклонения скорости самолета; 7 — бленкер отказа бокового канала вычисления командных сигналов; 8 — командная стрелка крена; 9 — шкала тангажа; 11 — силуэт самолета; 12 — бленкер отказа продольного канала вычисления командных сигналов; 14, 15 — указатель и шкала отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости (отклонения от равносигнальной зоны ГРМ); 16 — командная стрелка тангажа; 17—бленкер отказа авиагоризонта; 19 — рукоятка выставки шкалы тангажа; 20, 21 — шкала и указатель отклонения от заданной траектории в горизонтальной плоскости (отклонения от равносигнальной зоны КРМ); 22 — указатель скольжения;
23 — указатель крена; 25 — шкала кренов
рис. 5.5).
Указатель 4 отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости индицирует при заходе на посадку отклонения самолета от равносигнальной зоны ГРМ. Этот указатель отклоняется через редуктор 6 электродвигателем 7. Схема дистанционной передачи аналогична схеме управления командными стрелками. На лицевой стороне прибора расположены также кнопка арретира гировертикали и сигнальная лампа.
В отличие от прибора ПП-1ПМ в приборе КПП применена ленточная шкала тангажей. В нем используются только две следящие системы: для индикации углов крена и тангажа, которые выполнены на сельсинах. Для улучшения динамических характеристик в этих системах используются двигатели-генераторы, с выхода ко
торых снимаются сигналы скоростной обратной связи. Все остальные указатели и сигнализаторы выполнены на магнитоэлектрических системах. Для арретирования гировертикали имеется кнопка — лампа. Лампа загорается не только при арретировании, но и при возникновении неисправностей в гировертикали.
Для бортовых систем автоматического управления, предназначенных для захода на посадку в условиях низких посадочных минимумов, разработаны командные пилотажные приборы типа ПКП (рис. 5.8), выполненные по системе индикации «Вид с самолета на землю».
Прибор типа ПКП обеспечивает индикацию значительно большего числа параметров, чем приборы ПП-1ПМ и К. ПП. Команда по управлению боковым движением индицируется стрелкой §, а команда по управлению продольным движением — стрелкой 16.
Крен и тангаж самолета наглядно оценивают по положению линии искусственного горизонта 4 на сферической шкале относительно неподвижного силуэта самолета 11. Верхняя часть полусферы (над линией искусственного горизонта) окрашена в голубой цвет, а нижняя — в коричневый. Для отсчета углов крена служит треугольный указатель 23, перпендикулярный линии искусственного горизонта и перемещающийся по шкале 25.
Направление отклонения указателя крена совпадает с направлением крена: при правом крене указатель отклоняется вправо, при левом — влево. Это, по мнению летчиков, очень удобно для пилотирования.
Углы тангажа самолета отсчитываются по шкале 9 относительно центра неподвижного силуэта самолета. Для повышения точности отсчета шкала тангажа растянута. С помощью рукоятки (котировочного валика) 18 может осуществляться выставка этой шкалы.
Отклонения самолета от заданной траектории в вертикальной плоскости индицирует указатель 14 по шкале 15, а в горизонтальной плоскости — указатель 21 по шкале 20. Положения указателей 14 и 20 соответствуют случаю, когда самолет летит ниже глиссады и левее равносигнальной зоны КРМ.
Наглядная индикация высоты полета осуществляется с помощью индекса-стрелки радиовысотомера /. По мере уменьшения высоты индекс-стрелка перемещается снизу вверх, приближаясь к силуэту самолета.
В левой стороне лицевой части прибора расположены шкала 3 и указатель 5 отклонения скорости самолета от заданного ее значения.
Отклонение указателя вверх от центральной отметки говорит о том, что скорость самолета меньше заданной.
При возникновении неисправности в боковом канале вычисления командных сигналов в поле зрения появляется бленкер 7. Неисправность авиагоризонта индицируется бленкером 17.
На лицевой части прибора выведены головки котировочных валиков, служащие для выставки нулевых положений стрелок. Возле головок имеются обозначения в форме концов соответствующих стрелок. Благодаря этому легко определяется назначение каждого котировочного валика.
Командный пилотажный прибор типа ПКП рассчитан на работу с гировертикалями, имеющими в качестве датчиков выходных сигналов крена и тангажа синусно-косинусные трансформаторы. Сигнал с такого датчика поступает на синусно-косинусный трансформатор-приемник. Напряжение рассогласования с ротора трансформатора-приемника поступает на усилитель следящей системы, к выходу которого подключена управляющая обмотка двигателя-генератора. Двигатель-генератор поворачивает через редуктор сферу с линией искусственного горизонта и ротор трансформатора-приемника до тех пор, пока сигнал на входе усилителя не станет равным нулю. Это соответствует согласованному положению обоих синусно-косинусных трансформаторов. Скоростная обратная связь, использующая сигналы с выхода двигателя-генератора, служит для улучшения динамических характеристик следящей системы. Обе следящие системы (крена и тангажа) аналогичны по схемному решению.
В качестве остальных указателей используются магнитоэлектрические системы, имеющие в основном одинаковое конструктивное исполнение. Различие главным образом состоит в форме и размерах стрелок. Бленкеры отказа представляют собой электромагнитные системы. Пока контролируемый канал исправен, обмотка электромагнитной системы находится под током и ее якорь убирает флажок бленкера из поля зрения на лицевой части командного пилотажного прибора.
При обесточивании обмотки якорь под действием пружины перемещает флажок бленкера на лицевую часть прибора.
В приборе осуществлен красный и белый подсвет.
Во всех рассматриваемых нами командных пилотажных приборах команды по крену и тангажу индицировались с помощью двух взаимноперпендикулярных планок.
Принципиально другая форма индикации этих команд осуществлена в командных пилотажных приборах, разработанных фирмой Коллинз (рис. 5.9).
В них команды по крену и тангажу индицируются с помощью индекса 4, образованного двумя объемными стрелками (желтого цвета), связанными между собой. Командный индекс показывает необходимое направление движения самолета. Например, в случае необходимости увеличить угол тангажа индекс поднимается вверх; поворот влево или вправо указывает на необходимость создания крена. Задача летчика заключается в том, чтобы совместить командный индекс с неподвижным треугольным объемным символом (стилизованным силуэтом) самолета, окрашенным в оранжевый
Рис. 5.9. Командный пилотажный
прибор фирмы Коллинз:
/ — силуэт самолета; 2, 3 — указатель и шкала отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости; 4 — командный индекс; 5 — шкала тангажа; 6 — шкала крена; 7 — указатель крена; 8 — линия искусственного горизонта; 9, 10 — шкала и указатель отклонения от заданной скорости; 11, 12 — шкала и указатель отклонения от заданной траектории в горизонтальной плоскости (отклонения от равносигнальной зоны КРМ); 13 — указатель скольжения
цвет. Таким образом, при правильном пилотировании командный индекс как бы охватывает силуэт самолета. Проведенные летные испытания показали, что при пилотировании по прибору с таким индексом летчик может управлять самолетом одновременно и по крену и по тангажу. Это является определенным достоинством по сравнению с пилотированием по отдельным командным планкам, когда летчик управляет по крену и тангажу по очереди.
В последние годы развернулись работы по автоматизации управления самолетом при взлете и, в частности, по созданию командных пилотажных систем для взлета. В этих системах стремятся использовать уже существующие командные пилотажные приборы. Информация выдается на те же стрелки и. индексы, что и при заходе на посадку.